Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) обратилась к руководителю Роскомнадзора Александру Жарову и министру связи Николаю Никифорову с письмом, чтобы предупредить об опасности монополизации операторского бизнеса и ухода с рынка мелких и средних провайдеров из-за невозможности выполнить требования по ограничению доступа к заблокированным ресурсам.
Проект приказа Роскомнадзора подразумевает только один – максимально дорогостоящий, ухудшающий качество связи – способ: глубокий анализ всего проходящего трафика (DPI, deep packet inspection), говорится в документе. Оборудование DPI позволяет предоставлять доступ к части сайтов, блокируя или замедляя доступ к другим. Из-за дороговизны оборудования для такого анализа требования Роскомнадзора приведут к продаже малого и среднего операторского бизнеса крупным операторам связи, пишут "Ведомости".
Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета (ИИИ) Ирина Левова считает, что стоимость DPI зависит от количества передаваемого оператором трафика и начинается от нескольких десятков миллионов рублей. У операторов такое оборудование установлено точечно. Затраты на массовое внедрение технологии составят 5 млрд долларов, а еще 1 млрд долларов нужен на ежегодную поддержку системы.
Из крупных операторов системы DPI нет в "Ростелекоме" и "Транстелекоме". Для ограничения доступа к информационным ресурсам по требованию Роскомнадзора "Ростелеком" не использует DPI, поскольку для сети такого масштаба, как у госоператора, такое труднореализуемо, пояснили представители оператора. В "Транстелекоме" отказались комментировать перспективы.
В Роскомнадзоре и Минкомсвязи не стали комментировать заявления встревоженных экспертов.
На прошлой неделе руководители Ассоциации европейского бизнеса обратились с письмом к Роскомнадзору и Минкомсвязи по поводу вступления в силу 1 ноября поправок в российское законодательство, ограничивающих работу анонимайзеров, в том числе частных виртуальных сетей - VPN. Европейские бизнесмены посчитали, что требования российских властей вызовут затруднения в коммуникации с российскими партнерами и контрагентами.